2019-11-17

Доказательства существования океана на Марсе получены с помощью радара MARSIS. Радар проник на глубину 60–80 метров и зафиксировал существов - Космос - Наука - Каталог статей - Информационный портал SamElla.ru

Главная » Статьи » Наука » Космос

Доказательства существования океана на Марсе получены с помощью радара MARSIS.
Радар проник на глубину 60–80 метров и зафиксировал существование осадочных пород, в состав которых входит лед.

По сообщению европейского космического агентства ЕКА, получены веские доказательства того, что на Марсе существовал океан, занимавший значительную часть поверхности планеты. К таким выводам пришли ученые из института планетологии и астрофизики в Гренобле (IPAG ) и университета Калифорнии, штат Ирвин, США, под руководством Джереми Моуджинота. Они проанализировали данные двухлетнего наблюдения за поверхностью планеты с помощью глубинного радиолокационного радара MARSIS.

Радар MARSIS ведет сбор данных о планете с 2005 года. Ранее астрономы сообщали о том, что на Марсе обнаружена древняя береговая линия. Новые исследования с помощью радара позволили выявить донные отложения в границах этой линии.

Ученые обнаружили, что северные равнины планеты образованы породами, имеющими низкую плотность. «Мы рассматриваем их как осадочные отложения, возможно, содержащие много льда , – говорит доктор Моуджинот. – Это важный новый признак того, что когда-то здесь был океан».

Предположения о существовании на древнем Марсе океанов высказывались и ранее на основании изображений, напоминающих пляжи, которые были получены с различных космических аппаратов. Но вопрос оставался спорным.
Ученые думают, что на Марсе было два океана: один из них существовал 4 миллиарда лет назад, когда на планете был более теплый климат, а другой – 3 миллиарда лет назад, когда подземный лед растаял, возможно, в результате роста геотермической активности, в результате чего вода стала оттекать в низины и скапливаться там.

«MARSIS способен проникнуть глубоко в недра планеты. Пока мы изучили с помощью него лишь первые 60–80 метров недр, – говорит Влодек Кофман, руководитель исследовательской группы в IPAG. – В глубинах марсианской коры мы нашли доказательства существования осадочных пород, в состав которых входит лед».

Отложения, выявленные с помощью MARSIS, представляют собой участки с низкой радиолокационной отражаемостью. Эти отложения образованы мелкодисперсными сыпучими материалами (песками), имеющими низкую плотность. Они появились в результате разрушения пород водой, а затем были перенесены ей в те места, в которых и были обнаружены радаром.

Второй, более поздний океан, по оценкам доктора Моуджинота просуществовал в течение нескольких миллионов лет или менее. По мнению исследователя, затем вода либо снова замерзла и была погребена в глубинах марсианской земли, либо превратилась в пар и постепенно поднялась в атмосферу.

«Я не думаю, что этот океан просуществовал достаточное количество времени, которое необходимо для возникновения жизни», – говорит доктор Моуджинот.
Для того чтобы найти признаки жизни, астробиологам надо будет заглянуть еще дальше вглубь истории Марса, когда жидкая вода присутствовала на планете в течение более продолжительных периодов.
Тем не менее, это исследование дало очень веские доказательства того, что когда-то на Марсе были крупные массивы жидкой воды, игравшие определенную роль в геологической истории планеты.

«Наши предыдущие сведения о воде на Марсе были получены путем анализа съемок поверхности и минералогических данных, а также в процессе наблюдений за изменениями атмосферы. Теперь у нас появился новый инструмент для изучения недр – радар», – говорит Оливье Витасси, один из участников проекта.

Эти данные добавляют новую информацию для разгадывания головоломки, но остается вопрос: где же вся марсианская вода? MARSIS продолжает свое расследование.

На снимках: 1) так выглядит древний марсианский северный океан;
2) радар MARSIS исследует Марс.
Фото с сайта ESA.