2021-01-15

Молодая кровь помогает не стареть? - Здоровье - Наука - Каталог статей - Информационный портал SamElla.ru

Главная » Статьи » Наука » Здоровье

Молодая кровь помогает не стареть?

Дракула был прав: молодая кровь помогает дряхлеющему телу. Ученые показали, что кровь 3-месячного мышонка помогла мозгу стареющей мыши активно формировать новые нейроны.

По мере старения организма мозг становится все более «вялым». Даже если у пожилого человека не развиваются такие тяжелые нейродегенеративные синдромы, как болезнь Альцгеймера, новые нервные клетки рождаются из стволовых все реже, а активность имеющихся ослабевает. Впрочем, обычный (для вампиров) кровососущий ритуал может замедлить эти процессы - к такому выводу пришли стэнфордские нейрофизиологи из лаборатории профессора Тони Уисс-Корэя (Tony Wyss-Coray). Ранее ученые уже демонстрировали, что введение «молодой крови» пожилым мышам стимулирует их иммунную систему и тонус мышц - но прямая польза ее для мозга показана впервые. Конкретный «фактор роста», ответственный за ускорение рождения новых нейронов пока не идентифицирован.

Более того, гемато-энцефалический барьер эффективно блокирует проникновение в мозг крупных частиц - микробов и даже крупных молекул, включая токсины, клеточные и гуморальные факторы, - его действие не всегда стопроцентно эффективно. Изредка такое происходит - например, в местах расположения стволовых клеток мозга, которые активно взаимодействуют с циркулирующей кровью и могут получать из нее сигнальные молекулы. В ходе своих экспериментов команда Уисс-Корэя сравнивала скорости нейрогенеза (появления новых нервных клеток) у молодых, трехмесячных, мышей и у их взрослых, двухлетних, сородичей.

Ученые хирургически сращивали кровеносные системы тех и других - и эффект был налицо: только в гиппокампе число вновь появившихся нейронов достигло почти тысячи - на фоне 400 у взрослых мышей, не подвергавшихся этой процедуре. Параллельно с этим поток «старой» крови не лучшим образом сказался на молодых мышах, у которых этот процесс замедлился примерно на четверть. В самом деле, если молодым мышам ежедневно делать инъекции «старой» крови, изменения затрагивают не только процесс нейрогенеза. Снижаются их способности к научению и результативность в тестах на запоминание дороги в водном лабиринте - классическом испытании когнитивных способностей. В них мыши даже после дня тренировок делали более чем вдвое больше ошибок, чем их собратья, не получавшие «старую» кровь. Ученые попытались изолировать таинственную молекулу, фактор, ответственный за эти изменения. Задача оказалась непростой: в поле зрения попали сразу 66 различных веществ, циркулирующих в крови, причем концентрация 17-ти из них с возрастом росла. Одна молекула, белок CCL11, сам по себе оказался мощным фактором замедления нейрогенеза, как показали инъекции его в чистом виде. Однако найти главный белок - тот, который имеет обратный эффект, стимулируя нейрогенез - авторам пока не удалось.

Теоретически, если это в конце концов получится, обнаруженная молекула может открыть буквально новую эру в лечении многочисленных «болезней старости», связанных с замедлением нейрогенеза. Путем элементарных инъекций - уже не крови, а конкретной чудодейственной молекулы.

Источник: moscowuniversityclub.ru